Главная / Русская версия / Районные организации (службы) / Инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды

Инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды

Сморгонская горрайинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды

Адрес: 231042, г. Сморгонь, ул. Советская, 3.
Телефонный код: 8-01592, телефон/факс 3-92-70.
e-mail:  smorg_proos@mail.grodno.by
Режим работы: с 9.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов.
Выходные дни: суббота, воскресенье.

Состав инспекции:
Начальник: Страшкевич Оксана Эдуардовна,  т. 3-92-70
Главный специалист: Андрица Денис Иосифович, т. 3-92-71
Инспектор: Грачёва Наталья Александровна, т. 3-92-71

Телефон горячей линии: 3-92-71

Личный приём граждан в Сморгонской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет начальник  в 1-ю среду каждого месяца с 08.00-13.00.
Контактный телефон: 3-92-70.

Предварительная запись на приём и консультирование граждан осуществляется по телефону: 3-92-71.


Гродненский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, в соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июля 2022 г. № 15/102-184/7076р, зарегистрирован на Портале рейтинговой оценки организаций, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и осуществляющих административные процедуры.
Таким образом гражданину, получившему услугу или результат административной процедуры и желающему оценить качество их предоставления, QR-код позволит быстро (по наведению камеры своего смартфона) перейти на страницу нашей организации на портале для выполнения оценки (без предварительной регистрации и авторизации при входе на портал функция оценки недоступна).
22 сентября  - Международная акция «День без автомобиля»  
      В Республике Беларусь 22 сентября 2022 года проводится очередная ежегодная международная акция «День без автомобиля». 
      Основная  цель акции – обратить внимание населения на большую экологическую  проблему наших городов – на качество атмосферного воздуха, которым мы дышим, показать влияние каждого человека на свое здоровье и пропагандировать здоровый образ жизни.
      Несмотря  на то, что автотранспортный комплекс является важнейшей отраслью экономики, удовлетворяющей потребность общества и населения в перевозках, он в  то же время является крупнейшим загрязнителем  окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 72%. 
      Следует отметить, что благодаря принимаемым в республике мерам по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, удалось уменьшить за 2010 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников, которые в целом по республике составили 942,3 тыс. тонн и снизились к уровню 2009 года на 194,9 тыс. тонн или на 17,1% при увеличении парка автотранспортных средств за этот период на 4,8% (на 01.01. 2011 г. парк автотранспортных средств насчитывал 3597,8 тыс. единиц). 
            В среднем, при пробеге автомобилем  в год 15 тыс. км. им сжигается более 2 тонн топлива и потребляется около 30 тонн воздуха. При этом в атмосферу  выбрасывается около 700 кг. угарного газа (СО), 400 кг. диоксида азота, 230 кг. углеводородов и других загрязняющих веществ, общее количество которых составляет более чем 200 наименований.
      Ежегодно  в атмосферный воздух с отработавшими  газами мобильными источниками выбрасывается около миллиона тонн загрязняющих веществ. 
      Несмотря  на принимаемые меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами мобильных  источников по-прежнему остается острой.
     Выбросы автотранспорта являются одним из антропогенных  факторов загрязнения природной  среды. В их состав входят такие токсичные  компоненты, как окись углерода, окись азота, углеводороды, окислы серы, соединения тяжелых металлов и др. Эти вещества, образующиеся из выхлопов двигателя автомобиля,  продуктов износа механических частей, покрышек, дорожного покрытия, проходя различный путь распределения в экосистеме, в конечном счете, вступают в трофические связи с представителями живой природы, нанося им определенный ущерб.
     Некоторые из этих веществ, например тяжелые металлы и отдельные хлорорганические соединения, стойкие органические загрязнители (СОЗ)  накапливаются в природной среде и представляют серьезную угрозу как для окружающей среды, так и здоровья людей.
      При сохранении существующих темпов роста  парка автомобилей прогнозируется, что к 2025 году объём выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух возрастет до 10% и более. 
      Кроме того, подсчитано, что каждый день автомобиль убивает более 3000 человек в мире (данные ВОЗ).
      Опыт  стран Европейского союза по решению указанной проблемы показал, что решение ее без привлечения населения невозможно. С этой целью в более чем 40 странах Европы и других континентов проходит акция «День без автомобиля».
      Традиция  проводить День без автомобилей  родилась впервые в 1997 году во Франции в городе Ла Рошель, а затем эту инициативу поддержали другие страны Европы.
      В 2008 году впервые акция «День без  автомобиля» прошла в Республике Беларусь в г. Минске и областных центрах республики.
      С 2009 г. к проведению акции присоединились республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком, концерн «Белнефтехим» и другие организации. В проведении акции принимают участие практически все города республики.
      Без сомнения, акции «День без автомобиля» в республике проходят успешно, о чем свидетельствуют факты улучшения качества воздуха в городах, и то, что только за один день 22 сентября ежегодно предотвращается выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух республики в объеме от 250 тонн и более.
      Министерство  природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь предлагает гражданам Республики Беларусь хотя бы на один день отказаться от использования  автомобильного транспорта и принять участие в акции «День без автомобиля».

Разведение золотарника может грозить штрафом до 20 базовых величин

      Далеко не каждый знает, чем опасен золотарник и как он выглядит. Тем не менее, у нас золотарник канадский, входит в перечень видов растений, распространение и численность которых подлежит регулированию на территории Беларуси.
Золотарник относится к многолетним травянистым растениям высотой от 80 см и более, с зелеными узкими заостренными листьями длиной 8-10 см и яркими желтыми соцветиями-метелками 12–40 см длиной. Цветет с июля по октябрь. Относится к инвазивным (чужеродным) растения североамериканского происхождения, которые появились на территории Беларуси в конце ХХ века и ежегодно их площадь увеличивается. 
Поселяется золотарник на лугах, пустырях, по опушкам лесов и вырубкам. Нередко появляется на кладбищах, обочинах дорог и берегах водоемов. Заросли золотарника вытесняют местные виды сельскохозяйственных растений и кормовых трав. При этом, сам золотарник не пригоден в качестве корма для крупного рогатого скота. Кроме того, известно, что корневища золотарника выделяют в почву ядовитые вещества, подавляющие рост других растений. Также опасность представляет пыльца золотарника, способная вызывать у людей аллергические реакции.
Распространяется золотарник быстро и агрессивно, дает огромное количество семян, которые хорошо разносятся ветром на большие расстояния, и отличаются очень высокой всхожестью. Золотарник отличается морозо- и засухоустойчивостью. Способен сохранятся и первым восстанавливаться даже после пожаров.
По степени опасности для окружающей среды золотарник канадский находится в одном ряду с борщевиком Сосновского, а по степени агрессивности – его превосходит.
Для борьбы с золотарником применяют ряд методов, наиболее эффективным из которых является комбинированный, включающий скашивание до начала бутонизации, а после скашивания – обработку гербицидами с перепашкой участков, где растет золотарник, с последующим удалением корневищ и посевом многолетних злаков (ежа сборная, райграс пастбищный и др.).
Важно помнить, что скошенные растения необходимо сжечь, так как семена золотарника дозревают на срезанных стеблях. Также нельзя допускать скашивание золотарников в момент осыпания семян с растений.
Предупреждение!  В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О растительном мире» пользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по борьбе с золотарником. За неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение требований по уничтожению золотарника, выданных органами Минприроды и исполкомами, предусмотрена административная ответственность по статье 24.1 КоАП РБ с наложением штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Начальник Сморгонской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды                                                               О.Э.Страшкевич 

«Остановить золотарник - сохранить природу Беларуси!» https://www.youtube.com/watch?v=FaweHCuKa4c.

Сморгонская горрайинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды является структурным подразделением Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды и территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Гродненский отдел государственной экологической экспертизы (Сморгонский филиал) осуществляет административную процедуру по  выдаче заключений о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности, охраны окружающей среды на территории Сморгонского, Ошмянского, Островецкого районов Гродненской области.
Адрес: 231042, г.Сморгонь, ул.Советская, 3
телефон/факс: 8-01592  4 00 20
Мобильная связь: 8-029 6377902 
e-mail:  paul 6349615 @ gmail.com
Ведущий специалист    Ященко Павел Федорович
График работы: 8.00-17.00 (понедельник – четверг)
                            8.00-15.20 (пятница)
                            перерыв:           13.00-13.40
                            выходные дни: суббота, воскресенье  

Вышестоящая организация: Республиканский Центр государственной экологической экспертизы
Тел/факс +375 17 299 91 59  
E-mail: 2634837@tut.by

Директор: Приходько И.Ф.
Заместитель директора по экологической экспертизе: Рачевский Е.А. 


Главными задачами горрайинспекции являются: 
- государственный контроль в области охраны окружающей среды;
- государственное регулирование в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- координация деятельности в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов других государственных органов и иных организаций;
- обеспечение государственных органов, других организаций и граждан информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране и оздоровлению, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы экологического просвещения, образования и воспитания, взаимодействие с общественными организациями (объединениями);

Горрайинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами:

- предупреждает, выявляет и пресекает правонарушения в области охраны окружающей среды и 
рационального использования природных ресурсов;
- разрабатывает и вносит в установленном порядке в Минприроды, местные исполнительные и распорядительные органы и другие государственные органы предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- принимает меры по реализации экономических механизмов стимулирования природопользования
- принимает меры по обеспечению требований экологической безопасности и соблюдению установленных режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- осуществляет государственный аналитический контроль;
- проводит государственную экологическую экспертизу;
- в установленном законодательством порядке выдает, приостанавливает или аннулирует разрешения на:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- специальное водопользование;
- размещение отходов производства;
- участвует в выработке мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- контролирует реализацию природоохранных мероприятий в области обращения с отходами;
- участвует в организации научных исследований в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечивает внедрение научных разработок, выполненных за счет средств республиканского и местных бюджетов;
- разрабатывает и вносит в установленном порядке в комитет, местные исполнительные и распорядительные органы и другие государственные органы предложения по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- обеспечивает сбор и обработку статистических данных в случаях, предусмотренных законодательством;
- предупреждает, выявляет и пресекает правонарушения в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- осуществляет в установленном порядке проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в том числе проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях) на осуществление деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;
- согласовывает перечни объектов основных средств, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, для последующего представления их плательщиками налога на недвижимость в налоговые органы;
- согласовывает лимиты на природопользование и осуществляет контроль за их исполнением;
- участвует в организации и координирует деятельность по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и оборудования, содержащего и потребляющего озоноразрушающие вещества;
- координирует и контролирует работы по реализации мероприятий по выводу из обращения озоноразрушающих веществ и сохранению климата;
- в установленном законодательством порядке выдает, приостанавливает или аннулирует разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- инициирует разработку, согласовывает и контролирует мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду выбросов, сбросов, отходов;
- принимает меры по реализации экономических механизмов стимулирования природопользования;
- принимает меры по обеспечению требований экологической безопасности объектов и соблюдения установленных режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- принимает меры по организации ведения первичной учетной документации по направлениям природопользования;
- проводит государственную экологическую экспертизу и выдает заключения на соответствие планируемой хозяйственной и иной деятельности установленным требованиям в области охраны окружающей среды (кроме экспертизы проектов охотустройства и рыбоводно-биологических обоснований);
- рассматривает материалы предварительного согласования мест размещения зданий, сооружений и иных объектов, может принимать участие в предоставлении земельных участков;
- осуществляет контроль за рекультивацией нарушенных земель, участвует в комиссиях по приемке-передаче рекультивированных земель;
- принимает участие в приемке в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, работа которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, а также иных объектов в случаях, предусмотренных законодательством;
- в установленном законодательством порядке выдает, приостанавливает и аннулирует разрешения на размещение отходов производства;
- согласовывает инструкции по обращению с отходами производства;
- согласовывает схемы обращения с коммунальными отходами;
- принимает меры по обеспечению сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участвует в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;
- вносит в комитет предложения по установлению ограничений и запретов на пользование объектами животного мира;
- организует и контролирует работу по установке землепользователями информационных знаков и аншлагов по границам особо охраняемых природных территорий;
- согласовывает размер компенсационных посадок объектов растительного мира, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами;
- выполняет другие функции, предусмотренные законодательством, правовыми актами Минприроды и комитета.