Изменения в налоговом законодательстве



ОПРЕДЕЛЕНЫ ПЕРЕЧНИ ТОВАРОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ МАРКИРОВКЕ УНИФИЦИРОВАННЫМИ КОНТРОЛЬНЫМИ ЗНАКАМИ И СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

ОБ ИНФОРМИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
 

Об использовании кассового оборудования.

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Сморгонскому району сообщает, что возможность принимать субъектами хозяйствования, у которых наступила обязанность использовать кассовое оборудование с 10 октября 2021 г. и с которыми РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» заключены до 10 октября 2021 г. договоры на подключение кассового оборудования к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), но не обеспечена возможность подключения к СККО, наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования продлевается до 1 сентября 2022 г.

О направлении информации
ИМНС по Смогонскому району сообщает, что 11.06.2022 года  вступило в силу и действует в течение шести месяцев Постановление 
Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2022 г. № 365 «О  лицензировании импорта отдельных видов товаров» (далее – постановление), которым вводится лицензирование импорта на территорию Республики Беларусь табачных изделий, классифицируемых кодом 240411000 единой ТН ВЭД ЕАЭС (далее –товары). Так, 
лицензированию импорта подлежат товары, ввозимые из государствчленов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), а также изза пределов таможенной территории ЕАЭС в Республику Беларусь из государств, не являющихся государствами- членами ЕАЭС при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления (за исключением помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в целях завершения действия 
таможенной процедуры свободной таможенной зоны) и свободной таможенной зоны.

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАССОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 7 апреля 2021 г. № 203/4 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» с 10 октября 2021 г. возникла обязанность применения кассового оборудования при:

· торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках;

· осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией;

· выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);

· осуществлении обучения несовершеннолетних;

· оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.

В связи с обращениями субъектов хозяйствования, в целях создания комфортных условий перехода субъектов хозяйствования на использование кассового оборудования, недопущения приостановления ими своей деятельности, полагаем возможным принимать указанными субъектами хозяйствования, с которыми РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП ИИЦ) не позднее 20.10.2021 заключены гражданско-правовые договоры на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) и не обеспечена возможность подключения к СККО, наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования до 1 июля 2022 г.

Справочно: ранее письмом МНС от 06.10.2021 № 8-2-12/02195 указанный срок был установлен до 1 февраля 2022 г.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 15.11.2021 № 647/11 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» с 18 мая 2022 г. у субъектов хозяйствования возникает обязанность использования кассового оборудования при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах.

Учитывая изложенное, при условии заключения до 18 мая 2022 г. договора с РУП ИИЦ на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в СККО, в том числе подачи заявок на подключение конкретных единиц кассового оборудования к СККО, субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах, вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров без применения кассового оборудования также до 1 июля 2022 г.

При этом указанным субъектам хозяйствования необходимо предварительно принять меры по приобретению кассового оборудования. Информация о моделях кассовых суммирующих аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь (далее – кассовые аппараты), содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь на официальном сайте Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте РУП ИИЦ.

При этом субъектам хозяйствования до подачи заявки в РУП ИИЦ на подключение конкретной единицы кассового оборудования к СККО, необходимо:

· намеревающимся использовать кассовый аппарат – заключить договор с центром технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов на техническое обслуживание и ремонт кассового аппарата (далее – договор с ЦТО);

· намеревающимся использовать программную кассу – заключить договор с оператором программной кассовой системы (далее – договор с оператором).

При наличии у субъекта хозяйствования кассового оборудования и договора с ЦТО или (и) договора с оператором, такой субъект хозяйствования должен в рамках заключенного с РУП ИИЦ договора подать в РУП ИИЦ заявку на подключение конкретной единицы кассового оборудования к СККО.

При подключении РУП ИИЦ кассового оборудования указанных субъектов хозяйствования в рамках заключенного договора и поданных заявок к СККО, такие субъекты хозяйствования с даты подключения обязаны использовать кассовое оборудование.

О направлении разъяснений

Инспекция Министерства по налогам и сборам по Сморгонскому району в связи с поступающими запросами плательщиков, касающимися применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения при осуществлении лесозаготовок, распиловки, строгания и пропитки древесины, геодезической и картографической деятельности, сообщает.
С 1 января 2022 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги. Исключением являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, деятельность в сфере здравоохранения, деятельность сухопутного транспорта, услуги по общественному питанию, деятельность в области компьютерного программирования, для которых сохраняется право на применение УСН (подпункт 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - Налоговый кодекс).
Также сохраняется право на применение УСН для индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы, осуществляющих оптовую и (или) розничную торговлю, и соблюдающих иные условия применения УСН, предусмотренные главой 32 Налогового кодекса.
Термины гражданского права и других отраслей права, используемые в Налоговом кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 13 Налогового кодекса). В пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса содержатся определения терминов «работа» и «услуга», а также определения отдельных видов услуг. Определение терминов, содержащихся в подпункте 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса, в Налоговом кодексе не содержится.
Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 с 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (далее - ОКЭД). ОКЭД предназначен для классификации юридических и физических лиц в соответствии с выполняемыми ими видами экономической деятельности. При этом область применения ОКЭД выходит за рамки статистической деятельности. В целях обеспечения применения ОКЭД в иных, нестатистических сферах данный классификатор может использоваться для идентификации объектов, в том числе кода вида экономической деятельности, относящегося к деятельности определенного юридического или физического лица.
Учитывая изложенное, для целей отнесения оказываемых индивидуальным предпринимателем услуг к установленным законодательством исключениям, перечисленным в подпункте 2.7 пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса, возможно использовать ОКЭД.
Если осуществляемая индивидуальным предпринимателем деятельность не относится к установленным законодательством исключениям, то для определения порядка налогообложения в такой ситуации следует исходить из определений терминов «работа» и «услуга», закрепленных в пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса, а не из классификации такой деятельности в соответствии с ОКЭД.
Также для классификации деятельности индивидуальных предпринимателей в целях налогообложения следует руководствоваться определениями отдельных видов услуг, предусмотренными в пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса.
Принимая во внимание вышеизложенное, для определения порядка налогообложения при осуществлении индивидуальным предпринимателем лесозаготовок, распиловки, строгания и пропитки древесины, геодезической и картографической деятельности следует исходить из определений терминов «работа» и «услуга», закрепленных в пункте 2 статьи 13 Налогового кодекса, а не из классификации такой деятельности в соответствии с ОКЭД, поскольку согласно ОКЭД подклассы включают как виды работ, так виды услуг. Так, согласно ОКЭД подкласс 71123 «Геодезическая и картографическая деятельность (без
научных исследований и разработок)» включает нижеперечисленные виды деятельности, которые исходя из положений пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса, возможно классифицировать как работы:

- гидрологические изыскательские работы;

- геодезические изыскательские работы, связанные со сбором информации о форме, расположении и (или) границах участка земной поверхности различными методами, включая обход, фотограмметрические и гидрографические обследования;

- картографическую деятельность, заключающуюся в подготовке и пересмотре карт всех видов (дорожных, кадастровых, топографических, гидрографических и т.п.) на основании результатов обследований, прочих карт и иных источников информации;

- установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных и территориальных единиц, земельных участков.

Согласно ОКЭД подкласс 02200 «Лесозаготовки» включает нижеперечисленные виды деятельности, которые исходя из положений пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса, возможно классифицировать как работы:

- производство круглых лесоматериалов для обработки и переработки;

- производство круглых лесоматериалов, используемых в необработанной форме, таких как рудничные стойки и жерди; заготовку дровяной древесины;

- сбор и незначительную переработку древесных отходов, полученных после заготовок лесоматериалов и предназначенных для отопления;

- производство древесного угля традиционным методом.

Продукция, получаемая в результате этой деятельности, может иметь вид бревен или дров. Согласно ОКЭД подкласс 16100 «Распиловка, строгание и пропитка древесины» включает нижеперечисленные виды деятельности, которые исходя из положений пункта 2 статьи 13 Налогового кодекса, возможно классифицировать как работы:

- распиловку, строгание и другие виды механической обработки древесины;

- резку, лущение, колку бревен;

- профилирование пиломатериалов по кромке или пласти;

- производство пиломатериалов;

- производство деревянных шпал для железнодорожных и трамвайных путей;

- производство ненаборного деревянного напольного покрытия; производство древесной шерсти, древесной муки, щепы, стружки и т.п.;

сушку, пропитку и химическую обработку древесины при помощи пропиточного состава или прочих материалов

К сведению!

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.2021 № 679 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 и от 23 апреля 2021 г. № 250» из перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, а также перечня товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости, исключены шины и покрышки пневматические резиновые новые для велосипедов.

ВНИМАНИЮ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ОБОРОТОМ ХОЛОДИЛЬНИКОВ И МОРОЗИЛЬНИКОВ БЫТОВЫХ, А ТАКЖЕ ШИН И ПОКРЫШЕК ПНЕВМАТИЧЕСКИХ РЕЗИНОВЫХ НОВЫХ

С 1 декабря 2021 г.  в отношении холодильников и морозильников бытовых, а также шин и покрышек пневматических резиновых новых вводится механизм прослеживаемости товаров, предусмотренный Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 496 
«О прослеживаемости товаров» (далее – Указ № 496). В этой связи, в целях создания наиболее комфортных условия для субъектов хозяйствования, осуществляющих операции, связанные с оборотов указанных товаров, по переходу к новым условиям осуществления хозяйствования деятельности, Министерство по налогам и сборам сообщает.
1. С 01.12.2021 консультирование плательщиков по вопросам применения норм Указа № 496, в том числе по работе в программном комплексе «Система прослеживаемости товаров» будет осуществляться контакт-центром МНС (телефон – 8(017)2292610, адрес электронной почты mns_support@nalog.gov.by).
Форма обратной связи для направления сообщений на электронный почтовый ящик контакт-центра размещена на официальном сайте МНС в разделе «Прослеживаемоть товаров» (прямая ссылка: http://nalog.gov.by/uploads/documents/Forma-obratnoj-svyazi-dlya-mns_supportnalog.gov.by.docx).
2. Для разъяснения вопросов по созданию, передаче и подписанию электронных накладных, в том числе в случае их использования при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, операторами электронного документооборота (EDI-провайдерами), с которыми у плательщика заключен договор об оказании услуг, организованы службы технической поддержки. 
Контактные данные служб технической поддержки EDI-провайдеров:

Наименование EDI-провайдера

Телефон

Адрес электронной почты

РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»

8 (023) 279-39-39

ООО «Бидмартс»

8 (033) 697-00-02

edi@bidmart.by

ООО «Современные технологии торговли»

8 (017) 336-88-77

info@topby.by
support@topby.by

ООО «Электронные документы и накладные»

Доступные каналы (время регистрации обращений -24/7

1. Сервис https://support.edn.by/.

2. Электронная почта: support@edn.by.

3. Telegram канал @edn_by_support_bot.


3. Информационно-справочные материалы по вопросам прослеживаемости товаров, в том числе пошаговый алгоритм действий субъектов хозяйствования при представлении сведений об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, размещены на официальном сайте МНС в разделе «Прослеживаемость товаров», переход в который осуществляется по баннеру «Прослеживаемость товаров», расположенному на главной странице сайта.
4. Субъектам хозяйствования для представления в налоговые органы по месту постановки на учет сведений об остатках товаров, имеющихся на дату включения их в перечни, сведений о произведенных товарах, сведений о ввезенных с территории государств - членов Евразийского экономического союза товарах, необходимо иметь электронную цифровую подпись. 
Справочно. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.04.2021 № 250 «О реализации указа президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 496» сведения об остатках товаров, включенных в перечень товаров, представляются субъектами хозяйствования в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа до осуществления операций, связанных с оборотом остатков таких товаров, но не позднее сроков, установленных вперечне товаров.
В случае подписания сведений должностным лицом, не являющимся руководителем субъекта хозяйствования, ему необходимо предоставить доверенность в инспекцию МНС по месту постановки на учет, подтверждающую право представления таких документов в налоговые органы.

О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Инспекция Министерства по налогам и сборам по Сморгонскому району в связи с поступающими вопросами индивидуальных предпринимателей о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС) при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, приобретенных ими на территории Российской Федерации на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и оплаченных в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, разъясняет следующие нормы налогового законодательства.
  При ввозе товаров с территории государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) взимание НДС осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) и международными договорами, в том числе актами, составляющими право ЕАЭС (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 115,  пункт 1 статьи 139 НК). Таким документом является Договор о ЕАЭС (подписан в г.Астане 29.05.2014).
Исчисление НДС при ввозе товаров регламентировано Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол).
Пунктом 20 Протокола определен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС. К числу таких документов относятся, в частности, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление), договор, на основании которого был приобретен импортированный товар,  документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь. При этом документ, подтверждающий оплату, произведенную в безналичной форме посредством банковских платежных карточек индивидуальным предпринимателем продавцу за ввозимые товары, в перечне документов, представляемых плательщиком в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС, не поименован.
Учитывая изложенное, при импорте товаров, в том числе оплаченных в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, с территории государств - членов ЕАЭС на территорию Республики Беларусь индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в котором индивидуальным предпринимателем были импортированы товары, налоговую декларацию (расчет) по НДС, содержащую часть II «Расчет суммы НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь», одновременно с заявлением и иными установленными Протоколом документами, оформленными с учетом специфики совершаемых хозяйственных операций, в том числе в части перемещения товаров между государствами.
 
ПОРЯДОК ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ОСТАТКОВ ТОВАРОВ (ОБУВЬ, ОДЕЖДА) НА СКЛАДЕ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ МАРКИРОВКИ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Вопрос: Каков порядок инвентаризации остатков товаров (обувь, одежда) на складе для последующей маркировки средствами идентификации?  
 Ответ. Порядок маркировки остатков товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, в том числе особенности проведения инвентаризации таких товаров урегулированы Инструкцией о порядке маркировки остатков товаров, утвержденной постановлением 
№ 17 (далее – Инструкция об остатках).
Так, в частности, пунктом 2 Инструкции об остатках предусмотрено, что в случаях необходимости маркировки остатков товаров, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030, субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами, с даты введения их маркировки унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации приостанавливают оптовую и (или) розничную торговлю такими товарами и проводят инвентаризацию образовавшихся у них остатков товаров, не маркированных унифицированными контрольными знаками или средствами идентификации (далее - остатки товаров), по состоянию на дату введения маркировки. Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационной описью, информация о которой передается в систему маркировки. При этом состав такой информации определен в подпункте 1.6.1 пункта 1 приложения 2 к постановлению № 17. Таким образом, в инвентаризационной описи должна содержаться следующая информация:  дата, номер инвентаризационной описи; общее количество остатков товаров по инвентаризационной описи.
          Одновременно обращаем внимание, что пунктом 7 Инструкции об остатках предусматривается, что в целях организации бесперебойной торговли субъекты хозяйствования вправе провести инвентаризацию остатков товаров до даты введения маркировки и приобрести унифицированные контрольные знаки и (или) средства идентификации.