Деятельность прокуратуры

Обеспечить информационную безопасность населения

Вопросы цифровой трансформации преступности сегодня являются одними из наиболее злободневных. В Республике Беларусь продолжает сохраняться негативная тенденция совершения преступлений по линии информационной безопасности.

Если в 2015 году в стране было зафиксировано 2,5 тыс. таких преступлений, то 2020 году – в 10 раз больше! 

Такая негативная тенденция, к сожалению, свойственна и для нашего района.

Динамика преступлений по данной линии на территории Сморгонского района за последние годы выглядит следующим образом: 2016 год – 5 преступлений; 2017 г. – 14 преступлений; 2018 г. – 33 преступления; 2019 г. – 46 преступлений; 2020 г. – 113 преступлений; 2021 г. – 81 преступление; 2022 г. – 70 преступлений; на 15.03.2023 уже совершено 10 преступлений в рассматриваемой сфере.

Несмотря на некоторую стабилизацию криминогенной обстановки по сравнению с 2020 г. такие преступления не теряют своей актуальности и сегодня.

Безусловно, их совершение связано со стремительным развитием цифровых технологий, электронных услуг, становлением информационного общества. Вместе с тем, зачастую, это обусловлено и отсутствием у людей базовых навыков защиты личной информации, сведений о порядке действий кибермошенников.

Следует помнить, что сотрудники банков не звонят своим клиентам в мессенджеры, такие как Viber, Telegram, WhatsApp, и пр.

Довольно часто мошенники, представляясь работниками банков, под предлогом проведения операции по защите от злоумышленников просят сообщить реквизиты банковских счетов. К сведению: банк вправе сам заблокировать операцию при возникновении сомнения в её законности.

Кроме того, ни под каким предлогом нельзя сообщать кому-либо реквизиты банковской карты, сеансовые пароли доступа к системе интернет-банкинга, или отправлять их фото по сети, переходить по ссылкам, полученным от незнакомцев. Ни в коем случае нельзя следовать инструкциям незнакомцев, позвонившим с неизвестного номера, представившихся сотрудниками правоохранительных органов или банковских учреждений, не совершать никаких действий на смартфоне по просьбе посторонних лиц, не переводить денежные средства незнакомым людям в качестве предоплаты. Также не следует предоставлять доступ к мобильному устройству посторонним лицам.

Только Ваша бдительность, а также внимательное отношение к своим учетным и персональным данным помогут защитить Вас от злоумышленников.

 

Заместитель прокурора Сморгонского района                                                БОНДАРЧУК Алексей   


Обращения граждан

Прокуратурой Сморгонского района в рамках надзора за соблюдением законодательства регулярно разрешаются обращения граждан. В 2021 году прокуратурой района рассмотрено по существу 74 обращения, из которых по 18 обращениям требования заявителей удовлетворены, по остальных обращениям даны разъяснительные ответы.

Наиболее часто в прокуратуру Сморгонского района поступают обращения по вопросам соблюдения требований уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также административно-процессуального и гражданско-процессуального законодательства. Анализ работы прокуратуры района в указанном направлении говорит о том, что принимаемые меры по разрешению обращений являются эффективными.

К примеру, в прокуратуру района обратился с письменным заявлением гражданин Г. по вопросу не уведомления его Сморгонским РОСК о результатах проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства.

В ходе рассмотрения указанного обращения установлено, что заявитель не был уведомлен о результатах проверки. В связи с этим в адрес руководства Сморгонского РОСК вынесено требование об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, по результатам рассмотрения которого заявитель надлежащим образом уведомлен.

Меры прокурорского реагирования приняты и при разрешении следующего обращения.

Гр-н Ж. обратился в прокуратуру района по вопросу несогласия с постановление о прекращении дела об административном правонарушении, так как подготовка дела к рассмотрению проведена не полна, не исследованы все имеющие значение обстоятельства.

В ходе изучения прокуратурой района административного дела доводы заявителя нашли свое подтверждение и в связи с этим вышеуказанное постановление отменено, дело направлено на новую подготовку к рассмотрению.

Прокуратурой Сморгонского района помимо рассмотрения письменных обращений ежедневно в рабочие дни осуществляется личный прием граждан.

В 2021 году прокурорскими работниками принято 177 граждан по вопросам соблюдения требований действующего законодательства в деятельности районных отделов Следственного комитета и внутренних дел, суда, а также трудового, брачно-семейного, гражданского законодательства. По устным обращениям граждан давались исчерпывающие разъяснения, принимались необходимые меры по устранению выявленных нарушений.

Личный прием граждан в прокуратуре Сморгонского района проводится по следующему графику:

1-й, 3-й, 5-й понедельник – с 09.00 до 13.00, с 14.00 до 20.00;

2-й, 4-й понедельник – с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00;

Каждый вторник – с 08.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00;

1-я, 3-я, 5-я среда – с 08.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00;

2-я, 4-я среда – с 09.00 до 13.00, с 14.00 до 20.00;

Каждый четверг – с 08.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00;

Каждую пятницу – с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 18.00.

Старший помощник прокурора Сморгонского района                                                            Е.В. Крук


Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по факту геноцида

В целях социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц, вследствие зверств немецких оккупационных властей и их пособников.

В настоящее время прокуратурой Сморгонского района проводится работа с архивными документами и материалами, планируется проведение действий, связанных с обнаружением мест массовых захоронений гражданского населения, мероприятий по установлению живых свидетелей, а также потерпевших от геноцида.

Начатый Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовный процесс направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийство мирных жителей, издевательства и пытки в «лагерях смерти» и «гетто», массового угона гражданского населения в немецкое рабство.

В связи с изложенным, прокуратура Сморгонского района просит граждан направлять документы, материалы, заявления, иную информацию о деяниях, совершенных немецкими оккупационными властями и их пособниками, бандформированиями по уничтожению гражданского населения Беларуси, иных фактах геноцида, во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

С указанной информацией просьба обращаться в прокуратуру Сморгонского района по адресу: г.Сморгонь, ул.Танкистов, 4а, либо по телефонам: 8 (01592) 3 95 50, 8 (01592) 3 95 52.

Также  можно направлять обращения  старшему помощнику прокурора Гродненской области Вербель Т.В., тел. 80152 74 17 25.

Осуществление надзора за соблюдением законодательства об административных процедурах

Одним из направлений деятельности органов прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением законодательства об административных процедурах.
Как показывает практика зачастую граждане, кроме обращений (заявлений, жалоб и т.д.), также подают в различные государственные органы, учреждения и организации многочисленные заявления об осуществлении административных процедур.
Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010 предусмотрен перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан. В этот перечень входят административные процедуры в сфере жилищных правоотношений, труда и социальной защиты, социальных льгот, усыновления (удочерения), опеки, попечительства, патронажа, эмансипации, регистрации актов гражданского состояния, образования, здравоохранения, физической культуры, спорта, культуры, архитектуры и строительства, газо-, электро-, тепло- и водоснабжения, связи, документирования населения, оформления пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, пограничного режима, транспорта, природопользования, сельского хозяйства, уплаченных налогов и полученных доходов воинской обязанности, прохождения альтернативной службы, оборота оружия, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сертификации, оценочной деятельности.
Кроме этого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 предусмотрен также перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Как правило, для осуществления той или иной административной процедуры гражданину либо юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) необходимо обратиться с заявлением в предусмотренные вышеуказанными перечнями учреждения (организации). Форма заявлений может быть как устная, так и письменная. К заявлению также могут прилагаться документы с определенными сведениями, необходимые для осуществления административной процедуры.
Для осуществления каждой административной процедуры вышеуказанными перечнями предусмотрены сроки их исполнения, размеры взимаемой платы (не во всех случаях).

По результатам рассмотрения заявления физического либо юридического лица (индивидуального предпринимателя) государственным органом, учреждением, организацией принимается одно из следующих решений: об отказе в принятии заявления лица; об осуществлении административной процедуры; об отказе в осуществлении административной процедуры.
Обязанностью государственных органов, учреждений и организаций является уведомление лица о принятом административном решении.
Если административное решение принято в устной форме в ходе приема лица, то оно подлежит объявлению лицу.
Административное решение, принятое в письменной форме, выдаются лицу или направляется нарочным, по почте не позднее семи рабочих дней со дня принятия решения.
Заявитель имеет право получить административное решение при обращении в уполномоченный орган.
Кроме этого законодательством предусмотрено право заявителя на обжалование административного решения.

Жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию).
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования решения во внесудебном порядке.
Статьей 10.19. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах в виде штрафа в размере до четырех базовых величин.
Прокуратурой Сморгонского района с целью защиты прав и законных интересов граждан регулярно проводятся проверки в различных государственных органах, учреждениях и организациях района по вопросам соблюдения законодательства об административных процедурах. При выявлении нарушений принимаются меры прокурорского реагирования, в том числе и виновные должностные лица привлекаются к ответственности.

Старший помощник прокурора Сморгонского района Елена Найдич


Надзор за соблюдением законодательства об обращениях граждан

Участие в несанкционированных массовых мероприятиях: какие последствия?

В последнее время в сети Интернет размещаются различного рода обращения с призывами принять участие в собрании, митинге, уличном шествии или демонстрации. Поддавшись на призывы принять участие в несанкционированном массовом мероприятии, граждане рискуют нарушить законодательство.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.23 КоАП Республики Беларусь за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а также публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником такие мероприятий либо иным лицом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Согласно ч. 3 данной статьи за указанные деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения влекут собой наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
За совершение групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряжен¬ных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или ор¬ганизаций, либо активное уча¬стие в таких действиях при от¬сутствии признаков более тяжкого преступления предусмотрена уголовная ответственности по ст. 342 УК Республики Беларусь, вплоть до 3-х лет лишения свободы.
Зафиксированы случаи, когда в сопровождении родителей в таких мероприятиях принимают участие несовершеннолетние.
В соответствии со ст. 32 Конституции Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Участие несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях свидетельствует о нарушении указанного требования, поскольку во время участия в данных акциях безопасность детей не гарантирована.
Согласно ст. 4.2 КоАП Республики Беларусь административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16 лет. Физическое лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 14 до 16 лет, также подлежит административной от¬ветственности за совершение отдельных правонарушений. В других случаях, если лицо не достигло возраста наступления ответственности, в соответствии с ч. 1 ст. 10.3 КоАП Республики Беларусь, предусмо¬трена ответственность в виде штрафа до 10 базовых величин родителей или лиц, которые их заменяют. На основании ст. 19.4 КоАП Республики Беларусь во¬влечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение (участие в несанкционированных мероприятиях) влечёт за собой наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин. В соответствии со ст. 9.2 КоАП Республики Беларусь предусмотрено, что при привлечении несовер-шеннолетних к административ¬ной ответственности за участие в несанкционированных массовых мероприятиях государственные органы должны из¬учить жизнь и воспитание ребён¬ка, уровень интеллектуального и психического развития, влияние поведения родителей или лиц, их заменяющих, характеристики по месту учёбы. Зачастую взрослые в ходе участия в несанкционированных массовых мероприятиях «прикрываются» несовер¬шеннолетними (используя их своим «щитом»). После официальных предупреждений и при последу¬ющих посещениях несанкциони¬рованных массовых мероприяти¬ях, может быть поставлен вопрос об отобрании детей и лишении в дальнейшем законных предста¬вителей родительских прав.
Порядок проведения массовых мероприятий регламентирован Законом Республики Беларусь № 114-З от 30.12.1997 (с изм. и доп.) «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь».

Прокурор Сморгонского района старший советник юстиции                                    А.А.Клышевич


Деятельность прокуратуры Сморгонского района

Прокуратурой Сморгонского района в рамках надзора за соблюдением законодательства регулярно проводятся проверочные мероприятия по вопросам соблюдения законодательства об обращениях граждан и законодательства об осуществлении административных процедурах.

Как показывает практика, в 2019 году участились случаи не уведомления должностными лицами учреждений и организаций района заявителей о результатах рассмотрения обращений.

В соответствии со статьями 14 и 17 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты меры по защите прав и законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы; письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

Так, в июле 2019 года в прокуратуру района обратился с письменным заявлением гр-н Н. по вопросу неполучения письменного ответа на свое обращение, поданное в одну из организаций района.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей лицом, непосредственно рассматривавшим заявление, своевременно не был подготовлен и направлен ответ заявителю Н.

С учетом выявленных нарушений прокурором района в адрес руководства организации было вынесено предписание с требованием устранения нарушения.

Кроме этого прокурором района виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц) в виде штрафа в размере 102 рублей.

Указанное нарушение является не единичным. Прокуратурой района по каждому выявленному факту принимаются меры прокурорского реагирования к виновным лицам.

Помимо этого зачастую учреждениями и организациями района допускаются существенные нарушения законодательства об осуществлении административных процедур.

В 2019 году прокуратурой района проведен ряд проверок по вопросам соблюдения вышеуказанного законодательства.

Как правило, наиболее распространенными нарушениями являются: отсутствие регистрации на заявлениях об осуществлении административных процедур, не истребование предусмотренных законодательством документов для осуществления административных процедур, неправильное ведение регистрационно-контрольных форм и несвоевременное внесение в них сведений, нарушение сроков осуществления процедур, отсутствие сведений об уведомлении лиц о результатах рассмотрения их заявлений.

К примеру, 30.11.2018 в организацию поступило заявление юридического лица Б. о переводе жилого помещения в нежилое (административная процедура 8.1.5 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).

11.12.2018 по результатам осуществления административной процедуры должностными лицами организации принято решение о переводе жилого помещения, принадлежащего юридическому лицу Б., в нежилое.

В ходе проверки установлено, что за 14 дней до подачи вышеуказанным юридическим лицом заявления в организацию – 16.11.2018 осуществлена государственная регистрация переводимого изолированного жилого помещения.

Кроме этого в прилагаемых документах имеются справки о месте жительства и составе семьи, представленные после принятия организацией решения, и в соответствии с которыми на момент подачи заявления юридическим лицом Б. было зарегистрировано 3 гражданина.

Двое граждан сняты с регистрационного учета 07.12.2018. третий гражданин снят с регистрационного учета 18.12.2018, то есть после принятия организацией решения о переводе жилого помещения. Предусмотренное п. 8.1.5. Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров

Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156, письменное согласие третьего гражданина в материалах по процедуре отсутствует.

Нарушения такого характера являются не единичными.

С учетом выявленных нарушений в адрес отдельных руководителей учреждений и организаций внесено 3 представления, по результатам рассмотрения которых виновные лица привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности.

Старший помощник прокурора Сморгонского района Е.В. Найдич

Одним из направлений деятельности органов прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением природоохранного и земельного законодательства.
В целях защиты окружающей среды, предотвращения нерационального использования земельных участков прокуратурой Сморгонского района проведена проверка исполнения требований вышеназванного законодательства садоводческими товариществами района.
Основным нормативным документов, регулирующих деятельность садоводческих товариществ, является Указ Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (далее – Указ Президента Республики Беларусь № 50). Данный нормативный правовой акт отражает ключевые аспекты образования и непосредственного существования садоводческих товариществ, процесс взаимодействия членов товарищества при разрешении вопросов деятельности товарищества, а также права и обязанности его членов.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что не всегда и не всеми садоводческими товариществами должным образом соблюдаются требования Указа Президента Республики Беларусь № 50.
Существенным нарушением законодательства в отдельных товариществах района явилось длительное неиспользование ряда земельных участков, не поддержание их в надлежащем состоянии.
Как правило, на таких участках имеются возведенные садовые домики, строительство которых до конца не доведено. Прилегающая территория заросла сорной растительностью. Садоводство и огородничество на земельном участке не ведется.
Данные нарушения имеют место в таких садоводческих товариществах как «Солнечный берег» и «Кооператор-1».
Каких-либо эффективных мер со стороны правлений товариществ по пресечению ненадлежащего использования земель не было предпринято.
Еще одним немаловажных нарушением явилось не обеспечение должной противопожарной безопасности, а также отсутствие необходимых сведений на информационных стендах.
К примеру, в садоводческих товариществах «Квант», «Солнечная поляна», «Кооператор-1», «Солнечный берег» отсутствуют схематический план товариществ и правила внутреннего распорядка, специальные щиты с пожарным оборудованием и информации о месте нахождения органа по чрезвычайным ситуациям и двух ближайших телефонов.
Кроме этого в отдельных товариществах района имеет место нарушение порядка обращения с отходами.
Так, в садоводческом товариществе «Солнечный берег» допускается засорение контейнерной площадки. В товариществе «Квант» контейнерная площадка не огорожена.
Еще одним немаловажным вопросом, нерешенным до настоящего времени, остается обеспечение ведения адресной системы. У большинства садовых домиков отсутствует нумерация, что затрудняет определение месторасположения и тем самым создает существенное препятствие для прибытия к конкретному месту служб экстренной помощи при чрезвычайных ситуациях, при оказании срочной медицинской помощи, при пресечении противоправных действий со стороны правонарушителей.
По результатам проверки прокуратурой Сморгонского района приняты меры прокурорского реагирования.
Кроме этого обращаю внимание председателей правления садоводческих товариществ и их членов, на то, что Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами (часть 2 статьи 15.63). В случае совершения указанных противоправных действий виновное лицо будет подвергнуто административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, юридическое лицо – до тысячи базовых величин.
Указанным кодексом также предусмотрена ответственность за нарушение порядка использования земли и требований по ее охране (статья 15.10). Административное взыскание по данной статье предусмотрено в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин, юридическому лицу – до трехсот базовых величин.
В случае неоднократного (два и более раза) в течение шести месяцев подряд невыполнения (нарушения) обязанностей члена садоводческого товарищества, невнесения взносов в течение шести месяцев подряд со дня наступления срока их внесения общим собранием товарищества решается вопрос об исключение из состава членов товарищества.
В дальнейшем лицо, выбывшее из состава членов товарищества, обязано с соблюдением требований законодательных актов в области охраны и использования земель в течение одного года со дня прекращения членства в товариществе произвести отчуждение находящихся у него на праве частной собственности земельного
участка, садового домика, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства, а в случае нахождения у него земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения или аренды - распорядиться садовым домиком, хозяйственными строениями и сооружениями, а также погасить задолженность по взносам и пене.
В случае возникновения споров между товариществом и его членами, споров имущественного характера для их разрешения необходимо обращаться в суд.

Старший помощник прокурора Сморгонского района
Елена Найдич


Прокуратурой Сморгонского района в мае-июне 2019 года проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей на водах.
В ходе указанных проверочных мероприятий установлены нарушения в части подготовки к купальному сезону водных объектов. 
 К примеру, в нарушение Правил «Охраны жизни людей на водах Республики Беларусь», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2009 № 1623, на территории пляжа водоема по ул. Гагарина г. Сморгонь, на котором разрешено купание, источник питьевой воды отсутствует. Не размещены на стенде выписки из настоящих Правил, схематическое изображение территории пляжа.
 Кроме этого спасательный пост не оснащен лодкой моторной, лодочным мотором, а также картой (схемой) района действия с глубинами акватории.
 Проверкой также установлено, что на запрещенных для купания водных объектах – по ул. Каминского, возле д. Белая таблички о запрете купания отсутствуют. Частично не установлены аналогичные таблички возле р. Оксна в городском парке по ул. П. Балыша.
С учетом выявленных нарушений прокуратурой района направлено в Сморгонский райисполком представление с требованием устранения выявленных нарушений.

Старший помощник прокурора
Сморгонского района                                                                 Е.В. Найдич


Несмотря на то, что статья 282-1 Уголовного кодекса  (Незаконные перемещение (транспортировка) или разделка диких животных) действует 4 года, однако граждане либо по незнанию закона, или надеясь, что избегут ответственности, продолжают совершать преступления указанной категории.  
Криминализация перемещения (транспортировки) и разделки диких животных, в том числе погибших (или их частей), обусловлены тем, что до появления в законе указанной нормы существовал определенный законодательный пробел. Так, лицо, истребляя животных, прятало орудие охоты, затем открыто транспортировало тушу животного, выдавая ее за случайно обнаруженную либо купленную с рук у незнакомых лиц. В результате чего таким образом избегало ответственности.
Перемещение (транспортировка) и разделка диких животных, в том числе погибших (или их частей), без документов, предусмотренных актами законодательства, запрещается Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2018 № 112.
В данном случае подобные действия попадают и под признаки состава преступления, предусмотренного ст.282-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь. За совершение данного преступления предусмотрены различные виды наказаний, в том числе в виде лишения свободы на срок до четырех лет.
К примеру, судом Сморгонского района Гродненской области рассмотрено уголовное дело в отношении гр-на З. по ч. 3 ст. 282-1 УК Республики Беларусь /незаконные перемещение (транспортировка) и разделка диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты, в том числе погибших и их частей в особо крупном размере/.
З. обвинялся в том, что он, 21.01.2018, находясь на территории охотничьих угодий учреждения «Сморгонская РОС РГОО БООР», расположенного вблизи дер. Микулевщина Сморгонского района, в запретное время без надлежащего на то разрешения (лицензии) на добычу лося в нарушение п.п. 110, 112, 129 «Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты», утв. Указом Президента Республики Беларусь №580 от 08.12.2005 (в редакции от 05.12.2013 №551) незаконно с помощью ножей разделал и переместил тушу лося в багажник автомобиля «ХундайГаллопер», принадлежащего брату обвиняемого, на котором вывез тушу лося за пределы Сморгонского района, фрагменты которой 24.01.2018 в ходе проведения обыска по месту регистрации обвиняемого были обнаружены и изъяты. Стоимость дикого животного, согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь №580 составила 7 350 рублей, т.е. 300 базовых величин и является особо крупным размером.
Данное обвинение, несмотря на полное непризнание обвиняемым своей вины в инкриминируемом преступлении, подтверждено в судебном заседании совокупностью собранных и исследованных доказательств.
29 октября 2018 года судом Сморгонского района постановлен обвинительный приговор, в соответствии с которым обвиняемому назначено наказание в виде штрафа в размере 100 базовых величин, что составляет 2 450 рублей.
Останки туши лося и орудия совершения преступления (2 ножа) конфискованы в доход государства. С обвиняемого взысканы процессуальные издержки, затраченные при производстве экспертиз по настоящему уголовному делу, в сумме 672 рубля.
Приговор в апелляционном порядке не обжалован и не опротестован, вступил в законную силу.
Кроме этого в настоящее время ведется следствие по аналогичному  уголовному делу.
Так, гражданин Д., двигаясь на собственном автомобиле, на автодороге обнаружил тушу погибшего в результате дорожно-транспортного происшествия дикого животного – самец  сеголетка косули европейской. После чего поместил тушу в багажное отделение своего автомобиля и осуществил незаконное перемещение (транспортировку) туши во двор  дома, где осуществил ее разделку.
Таким образом, следует помнить, что в случае обнаружения раненого, травмированного, больного или погибшего охотничьего животного или дикого животного, об этом следует сообщить представителю пользователя охотничьих угодий либо в территориальный РОВД или РОЧС, как требует того п. 148 вышеуказанных Правил. 

Старший помощник прокурора
Сморгонского района                                                            А.С. Бондарчук


Прокуратурой Сморгонского района в рамках осуществления надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних проведена проверка организации питания в учреждениях образования Сморгонского района.
В ходе указанных проверочных мероприятий установлены существенные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних.
К примеру, в нарушение санитарных норм и правил в одном из учреждений образования района не осуществлялась корректировка дневного рациона несовершеннолетних в соответствии с рекомендациями врача-педиатра.
Так, для 3 несовершеннолетних ГУО «Ясли-сад № 10» при приготовлении блюда не исключались противопоказанные им для употребления продукты – молоко, сливочное масло.
При составлении меню не всегда учитывалось количество пришедших детей и тем самым порций готовилось больше положенного.
Приготовление блюд в ГУО «Ясли-сад № 10» осуществлялось по несогласованному с заведующей детского сада меню, производилась замена блюд без внесения поправок в меню, не все выданные продукты питания использовались для их приготовления, масса порций блюд уменьшалась.
В ходе проверки ГУО «Санаторные ясли-сад № 9», ГУО «Ясли-сад № 10», ГУО «СШ № 5» также выявлены факты: хранения продуктов питания без сопроводительных документов, удостоверяющих их качество и безопасность; с истекшим сроком годности; поступления овощей ненадлежащего качества (наличие признаков гнили); несвоевременного поступления продуктов; ненадлежащего учета продуктов на складе; выдачи блюд не в маркировочную тару; неполного информирования родителей о дневном рационе воспитанников.
С учетом выявленных нарушений прокуратурой района направлено в Сморгонский райисполком представление с требованием устранения выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого 8 должностных лиц учреждений образования района привлечено к дисциплинарной ответственности, 3 лицами возмещен ущерб, причиненный несоблюдением требований законодательства при хранении продуктов. 

Старший помощник прокурора
Сморгонского района                                                                 Е.В. Найдич


Заработная плата – это вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу с учетом ее сложности, количества, качества, условий труда, квалификации работника, фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Одним из основных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих оплату труда работников, является Трудовой кодекс (далее – ТК).
В соответствии с ТК нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора устанавливаются формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие выплаты (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие выплаты (доплаты за работу в ночное время, в сверхурочное время, в праздничные дни, при совмещении должностей служащих и т.д.).

Если наниматель вводит новые или изменяет действующие условия оплаты труда, то он обязан известить об этом работников не позднее чем за один месяц.
В силу статьи 69 ТК работнику за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, полагается доплата.
С согласия работника за работу в сверхурочное время и выходные дни взамен доплаты может предоставляться другой неоплачиваемый день отдыха. При этом за часы работы в сверхурочное время один неоплачиваемый день отдыха предоставляется из расчета восьмичасового рабочего дня (один день отдыха за восемь часов работы в сверхурочное время).
Если работа в государственные праздники и праздничные дни выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени, работнику по его желанию помимо доплаты предоставляется другой неоплачиваемый день отдыха.
В соответствии со статьей 70 ТК ночной сменой считается смена, в которой более 50 процентов времени приходится на ночное время.

За каждый час работы в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы работнику производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, нанимателем,

но не ниже 20 процентов часовой тарифной ставки (тарифного оклада) работника.
Выплата заработной платы осуществляется регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц, если иная периодичность не определена контрактом (статья 73 ТК).
В случае совпадения сроков выплаты заработной платы с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, то она должна быть выплачена накануне их.

Заработная плата выплачивается работникам в денежных единицах Республики Беларусь.
С согласия работника допустимо заменить денежную оплату полностью или частично натуральной оплатой, которая должна быть подходящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2000 № 603 нельзя выплачивать заработную плату нефтепродуктами, горюче-смазочными материалами, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, дезинфекционными средствами, алкогольными напитками, табачными изделиями, наркотическими веществами, непищевой спиртосодержащей продукцией (в том числе парфюмерно-косметической, с объемной долей спирта этилового от семи и выше процентов), драгоценными металлами, драгоценными камнями в любом виде и состоянии, взрывчатыми и отравляющими веществами, промышленными взрывчатыми материалами.
Заработная плата работникам, как правило, выплачивается по месту выполнения ими работы.
Работник имеет право изъявить желание о перечислении заработной платы в полном объеме или частично на счет в банке (статья 75 ТК).
Согласно статье 80 ТК при выплате заработной платы наниматель обязан ежемесячно выдавать каждому работнику расчетный листок с указанием в нем составных частей заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размеров удержаний из заработной платы, а также общей суммы заработной платы, подлежащей выплате.
Прокуратурой Сморгонского района с целью защиты прав и законных интересов граждан регулярно проводится анализ информации по вопросам своевременности выплаты заработной платы.
При выявлении нарушений принимаются меры прокурорского реагирования, в том числе привлекаются к ответственности виновные лица.
Уважаемы граждане, в случае нарушения в отношении вас порядка и сроков выплаты заработной платы, вы можете обратиться в прокуратуру Сморгонского района по адресу: г. Сморгонь, ул. Танкистов, 4а либо по телефону – (801592) 3 95 52. Также можете направить электронное обращение на почтовый ящик: gro-smor@prokuratura.gov.by.

Старший помощник прокурора Сморгонского района Елена Найдич